Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Сергей Радлов

Сергей Радлов фотографии
Годы жизни
Категории
Театральный деятель, Актёр
Театры
Рижский русский театр 1955 - 1958
Даугавпилсский театр 1953 - 1954
Александринский театр 1936 - 1938
Мариинский театр 1931 - 1934
Театр под рук. С. Э. Радлова 1928 - 1942
Фотоальбом

Радлов Сергей Эрнестович

Родился 23 августа (4 сентября) 1892 года в Санкт-Петербурге.

Театральный режиссер и педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1933).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).

В 1916 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.
В 1913-1917 годах - участник петербургской Студии В. Э. Мейерхольда, сотрудник журнала "Любовь к трем апельсинам".
В 1918-1919 работал в Петроградском отделении Театрального отдела Наркомпроса, в культмассовых организациях Петрограда, в организованном им Театре экспериментальных постановок, в Драматическом театре Госнардома, в театре "Студия". Участвовал в постановке массовых зрелищ в Петрограде.
В 1920-1922 годах - руководитель Театра народной комедии (Петроград).
В 20—30-х годах ставил спектакли в Ленинградском академическом театре оперы и балета и в Академическом театре драмы, а также был их художественным руководителем (1931—1934 и 1936—1938 годах соответственно).
Одновременно с 1928 года возглавлял созданный им театр, работавший под именем Молодой театр (с 1934 года — Театр-студия под руководством Радлова, в 1939—1942 годах — Театр имени Ленинградского cовета).
В 1942 году в эвакуации в Пятигорске театр попал в зону оккупации, был вывезен в Украину (Запорожье), затем в Германию. Окончание войны застало Радлова с частью его труппы во Франции. По возвращении в СССР репрессирован вместе с женой - поэтессой и переводчицей Анной Радловой (1891-1949, умерла в лагере), работал в лагерном театре. Освобожден в 1953 году.
В 1953-1954 годах - режиссер Драматического театра в Даугавпилсе, в 1955-1958 годах - Рижского театра русской драмы.

Ушел из жизни 27 октября 1958 года в Риге, где и похоронен.
театральные работы
Роли:
Камердинер Маринелли («Идеальный муж» О. Уайльда, 1941)
Дюваль-отец («Дама с камелиями», декабрь 1941)
Роберт Чилтерн («Идеальный муж» О. Уайльда, 1941)

Постановки в театре
Курсы мастерства сценических постановок (Кумасцеп)
Плавт «Близнецы» (1918)
Я.Б. Княжнин «Сбитенщик» (до 1920)

Театрально-исследовательская мастерская С. Э. Радлова
Кальдерон «Деревенский судья (Саламейский алькальд)» (1922)
Софокл «Электра» (1923, не завершена)
Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» (1925)
А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова»

Академический театр драмы — Александринский театр
Эрнст Толлер «Эуген Несчастный» (1923)
Аристофан «Лисистрата» (1924)
Джек Лондон «Волчьи души» (1924/25)
Е.И. Замятин «Общество воздушных фонарей» (1924/25)
У. Шекспир «Отелло» (1927)
«Ода Набунаго» (1927)
А. Афиногенов «Салют, Испания!» (1936, совм. с Н. В. Петровым)
К.А. Тренёв «На берегу Невы» (1937)

Акопера (Мариинский театр)
Фр. Шрекер «Дальний звон» (1925)
С.С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» (1926)
Альбан Берг «Воццек» (1926)
М. Мусоргский «Борис Годунов» (в первоначальной редакции, 1928)
Дж. Россини «Вильгельм Телль» (1932)
Б.В. Асафьев «Пламя Парижа» (1932)
Б.В. Асафьев «Бахчисарайский фонтан» по Пушкину, балетмейстер Р.Захаров (1934)

Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ)
У. Шекспир «Король Лир» (1935)

Малый театр
У. Шекспир «Отелло» (1935)

Молодой театр Радлова
Б. Папаригопуло «Взрыв» (1931)
В. Шекспир «Отелло» (1932, 1935)
Г. Ибсен «Привидения» (1933)
В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1934, 1939)
А. Афиногенов «Далёкое» (1935)
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», 1937)
В. Шекспир «Гамлет» (1938)
А.Н. Островский «Бесприданница» (1940)
О. Уайльд «Идеальный муж» (1940)
А. Дюма «Дама с камелиями» (декабрь 1941, в блокадном Ленинграде)
У. Шекспир «Гамлет» (1942, Пятигорск)
А.Н. Островский «Без вины виноватые» (1944, Франция)

Даугавпилсский театр
У. Шекспир «Гамлет» (1954)

Рижский русский драматический театр
У. Шекспир «Король Лир» (1954)
У. Шекспир «Макбет» (1957)

Рижский театр юного зрителя
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (совместно с П. Хомским, 1955).

Оперетты (на разных сценах):
«Девушка-сыщик» (1924)
«Соня» (1926)
В. Ранцатто «Женихи на колёсах» (1927)

Массовые зрелища (Петроград):
Блокада России — на Каменном острове (20 июня 1920)
К мировой коммуне — на Васильевском острове (совместно с К. А. Марджановым и Н. В. Петровым, 1920)
Победа Революции — в Оперном театре Народного дома (1922)
Празднество в честь 10-летней годовщины Октября (1927)
призы и награды
Орден Трудового Красного Знамени (1939).

последнее обновление информации: 25.04.14
С трапа самолета в объятья лагерей

Сын философа и брат художника-каррикатуриста учился в Ленинграде у Мейерхольда. Карьера стремительно шла вверх. С 1923 по 1927-й Радлов – режиссер Ленинградского академического театра драмы. В 1930 году ставит “Короля Лира” с Михоэлсом в главной роли. С 1936–1938 гг. – художественный руководитель театра им. Пушкина в Ленинграде.
Во время войны, не успев эвакуироваться из города, на который надвигалась блокада, Радлов в Театре Ленсовета давал спектакли голодным и обреченным. В 1942-м их труппу чудом вывезли в Пятигорск. Надежда поправить здоровье не оправдалась – немцы наступали и здесь. Но Радлова, как этнического немца, к тому же талантливого, они не тронули. При отступлении забрали вместе с труппой в Запорожье, а затем в Берлин, где попавшая в здание театра бомба погубила половину радловских актеров. Те, кто спаслись, оказались во Франции. Признавая заслуги режиссера, его с женой Анной – поэтом и переводчиком – поселили на Лазурном берегу. У обоих к этому времени – открытая форма туберкулеза. После войны советская родина предложила вернуться. Однако спустившись с трапа самолета, супруги были заключены в цепкие объятия сталинских лагерей. За Радловых вступились авторитетные Черкасов, Бабочкин. Результат – отправили под Рыбинск, в “Волголаг”, в лагерь “с более мягким режимом”. Освобождение пришло в 1953-м, но жена освобождения не дождалась, умерла в лагере. Радлов стал на биржу в Москве. Несмотря на его имя, известное в мире, приглашать репрессированного режиссера на работу не торопились. На свой страх и риск позвал Даугавпилс. В 1953-м он встретился здесь с В. Яковлевым – они еще в лагере готовили вместе спектакль “Гамлет”. Решили поставить его на даугавпилсской сцене. Премьера “Гамлета” 26 мая 1954 года вызвала настоящий фурор. Отозвались восторженно И. Эренбург, Ж. Кокто. Засуетился Рижский драматический, пригласив Радлова к себе, где он поставил “Короля Лира”. Еще несколько постановок, менее удачных, готовились им из последних, тающих на глазах у всех сил.

Жанна Чайкина

РАДЛОВ СЕРГЕЙ ЭРНЕСТОВИЧ

Режиссер, драматург, теоретик и историк театра.
Родился в Петербурге 23 августа (4 сентября) 1892 в семье русского философа Э.Л.Радлова. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, филолог-классик, ученик Ф.Ф.Зелинского. Студентом интересовался историей античного театра. Опубликовал ряд статей об античном театре в журнале «Любовь к трем апельсинам». Знакомство его с главным редактором, Доктором Дапертуто – Вс.Мейерхольдом, определило дальнейшую судьбу Радлова. Когда Мейерхольд в 1918 организует Курсы мастерства сценических постановок (Кумасцеп), Радлов сначала преподает там, а затем (после отъезда Мастера на юг) сменяет своего учителя на посту главы курсов.

В 1918 Радлов поставил комедию Плавта Близнецы в своем переводе. В этой первой практической театральной работе попытался реализовать идеи своей статьи О технике античного актера. Создал спектакль-реконструкцию в античных костюмах и масках с применением техники игры древнеримского актера. Через десять лет эту попытку реконструкции Радлов повторил в Театральной лаборатории института истории искусств. В тот же период поставил Сбитенщика Я.Б.Княжнина – в стилизованных формах старинного русского театра. Интерес к игровому площадному театру, к комедии дель арте, возникший в Студии В.Э.Мейерхольда, приводит его к идее создать «всенародный театр». Петроградский театральный отдел (ПТО) Наркомпроса предложил режиссерам С.Э.Радлову и В.Н.Соловьеву создать Театр художественного дивертисмента, который был открыт в Железном зале Народного дома, вскоре переименованного в театр народной комедии. Труппа театра была сформирована из драматических и цирковых артистов. В спектаклях использует приемы клоунады, акробатики, буффонады, эксцентрики, независимо от материала: и в классических произведениях Шекспира, Мольера, Кальдерона, комедии дель арте, и в своих собственных комедиях и мелодрамах – Любовь и золото, Пленник, Обезьяна-доносчица, Невеста мертвеца и др. Театр просуществовал два года.

В январе 1922 Радлов открывает Театрально-исследовательскую мастерскую С.Э.Радлова. Продолжает эксперименты, решая проблемы «театральной науки» – сценического пространства, движения, принципов мизансцен, словесной импровизации. Обобщая опыт экспериментов Мастерской, Радлов публикует статью О чистой стихии актерского искусства. Продолжает свою исследовательскую работу в Институте сценических искусств, в котором основывает режиссерское отделение и руководит актерской мастерской. Ставит студенческие спектакли – Деревенский судья, Электра, Фуэнте Овехуна, Женитьба Бальзаминова и др., в которых разрабатывает все те же вопросы театрального искусства. Радлов, «левый» режиссер, работавший на небольших площадках экспериментальных театров, переходит на сцену Акдрамы (Академический театр драмы – Александринский театр).

В 1923 на сцене Акдрамы Радлов вместе с художником В.В.Дмитриевым ставит драму Эрнста Толлера Эуген Несчастный – о судьбе инвалида Второй мировой войны, покончившего жизнь самоубийством. Постановка Радлова вышла одновременно с традиционным спектаклем режиссера Е.П.Карпова Свои люди – сочтемся Островского, невольно возникло соревнование, которое, как утверждают рецензенты, выиграл Радлов. Лисистрату Аристофана (1924) он ставит в обработке, сделанной совместно с Пиотровским. Работа Радлова в Акдраме протекала не гладко, хотя с июня 1925 он сделался штатным режиссером театра. Два его спектакля – Волчьи души Джека Лондона и Общество воздушных фонарей Е.И.Замятина вышли без имени режиссера на афише (сезон 1924/1925). В 1927 Радлов ставит юбилейный спектакль Ю.М.Юрьева Отелло. Оформляла спектакль Валентина Ходасевич, с которой он работал в Народной комедии. В том же 1927 выпускает японский спектакль Ода Набунаго. Признание принесли также постановки в Акопере (Мариинский театр): Дальний звон Шрекера (1915), Любовь к трем апельсинам Прокофьева (1926), Воццек Альбана Берга (1926), Борис Годунов Мусоргского в его первоначальной редакции (1928). Выпустил на разных сценах шесть оперетт: Девушка-сыщик (1924), Соня (1926), Женихи на колесах (1927) и др. Во всех его работах обнаруживаются приемы площадного театра. Особое место в творчестве Радлова занимали организация и режиссура массовых зрелищ. 20 июня 1920 он поставил массовое действо Блокада России на Каменном острове. Зрители располагались на берегу, для чего был специально выстроен амфитеатр, сцена выстроена на островке внутри озера. В зрелище участвовали артисты Народной комедии и самодеятельные «артисты» из Красной Армии. Массовое действо К мировой коммуне (1920), разыгрываемое на Васильевском острове, было поставлено Радловым вместе с профессиональными режиссерами К.А.Марджановым и Н.В.Петровым, оформлял художник Н.Альтман. В нем участвовало 4000 человек. Своей огромной труппой режиссер управлял с капитанского мостика с помощью электрических звонков. Иной характер носило грандиозное зрелище Победа Революции (1922), поставленное в Оперном театре Народного дома. На огромной сцене располагался полуторатысячный хор, солисты пантомимы размещались над ним на выстроенных мостках. В честь 10-летней годовщины Октября Радлов поставил грандиозное празднество с использованием прожекторов, ракет, фейерверков, световых эффектов, рева сирен и грохота артиллерийских орудий. В 1930-е годы Радлов возглавлял ленинградскую Акоперу, затем – Акдраму (1936–1938), вел занятия в техникуме искусств и продолжал педагогическую работу в организованном им Молодом театре (1929–1935), названном потом театром-студией под руководством Радлова (1935–1939) и переименованном с 1939 в Ленинградский театр им. Ленсовета. Работал в Москве – Король Лир в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) и Отелло в Малом театре.
Когда началась война, популярный Молодой театр Радлова не был эвакуирован. В блокадном Ленинграде шел спектакль Дама с камелиями А.Дюма с Тамарой Якобсон в главной роли. В тяжелом состоянии артистов в марте 1942 эвакуируют в Пятигорск. В марте начинает работать театр. В августе в Пятигорск вошли немцы, театр не успели эвакуировать. Но Радлова, как этнического немца, к тому же талантливого, они не тронули. При отступлении забрали вместе с труппой в Запорожье. Там состоялась премьера Гамлета с Крюковым в главной роли. В сентябре 1943 немцы привозят театр в Берлин, где попавшая в здание театра бомба погубила половину радловских актеров. Одна часть театра во главе с Радловым оказалась на юге Франции, где они показывали для русского зрителя спектакль Без вины виноватые А.Н.Островского. После освобождения Франции Радловы приезжают в Париж, а затем вылетают в Москву. На родине их ждал арест, обвинение в измене Родине и приговор – 10 лет заключения. Жена С.Э.Радлова – Анна Радлова, поэтесса и переводчик Шекспира, в феврале 1949 умирает в лагере под Рыбинском. Радлов отбывает весь срок. В 1953 он был освобожден, в 1957 – реабилитирован. Освободившись из заключения, работал вначале в Даугавпилском, затем в Рижском театре. За пять лет успевает осуществить давно задуманный шекспировский цикл – Гамлет (1954) в Даугавпилсе, в Рижском русском драматическом театре – Король Лир (1954), Макбет (1957), в рижском театре юного зрителя – Ромео и Джульетту (1955, совместно с П.Хомским).

Умер Радлов в Риге 27 октября 1958.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария
Кино-театр.ру в Telegram